Как правильно заряжать аккумулятор, какие существуют аккумуляторные батареи, как определить степень зарядки, зарядка с функцией «Старт-стоп» и много другое...

В сравнении(0 товаров) Войти
Работаем:
Пн–Пт:
9:00–19:00
Сб–Вс:
9:30–18:30

Вопрос-ответ

Задать вопрос

Мой багажник
пуст

Что нужно знать о зарядке аккумулятора

130 19 ноября 2016

На текущий момент на рынке аккумуляторов наиболее распространены следующие типы АКБ:

SLA (Sealed Lead Acid). Это герметичные свинцово-кислотные или VRLA (Valve Regulated Lead Acid) клапанно-регулируемые свинцово кислотные АКБ. Эти типы аккумуляторов сделаны по стандартной технологии. Благодаря конструкторским решениям и материалам, которые применяются, в таких аккумуляторах не требуется проверять уровень электролита и доливать воду. Они не сильно устойчивы к циклированию, имеют ограниченную способность работать при очень низком разряде. Пусковой ток и быстрый разряд используется в стандартном режиме.

EFB (Enhanced Flooded Battery). Эта технология была впервые разработана и использована на фирме Bosch и находится в промежутке между стандартной технологией и AGM. От стандартных эти аккумуляторы отличаются лучшей стойкостью к циклированию, улучшенным приёмом заряда и более высоким пусковым током. При низкой заряженности присутствуют ограничения работы (как у SLA и VRLA).

AGM (Absorbed Glass Mat). Сейчас это поистине лучшая из технологий (в соотношении цены и характеристик). Данные аккумуляторные батареи в 3-4 раза устойчивее к циклированию, быстро заряжаются. Из-за низкого внутреннего сопротивления, имеют высокий пусковой ток даже при низком заряде. Расход воды практически нулевой, батарея имеет устойчивость от расслоения электролита благодаря абсорбции в AGM-сепараторе.

GEL (Gel Electrolite). Гелевые аккумуляторы это современная технология, в которой электролит находится в гелеобразном виде. Если сравнить с AGM, гелевые обладают лучшей стойкости к циклированию и большей устойчивостью против расслоения электролита. К недостатком такой технологии можно отнести высокую стоимость и высокую требовательность к режиму заряда.

Это не все существующие технологии изготовления АКБ, которые связанные с изменением формы самих пластин и специфическими условиями по эксплуатации. Несмотря на разницу в технологиях, физические и химические процессы, которые протекают во время заряда или разряда аккумулятора, являются идентичными. Следовательно, алгоритмы заряда разных типов аккумуляторов тоже практически ничем не отличаются. Если и есть различия, то они связаны, обычно, со значением max тока заряда и напряжения при окончании заряда.

К примеру, при зарядке 12-ти вольтовой АКБ по технологии:

SLA\VRLA max ток равен 0,1 С, напряжение равно от 14,2 до 14,5 В

AGM max ток равен 0,2 С, напряжение равно от 14,6 до 14,8 В

GEL max ток равен 0,2 С, напряжение равно от 14,1 до 14,4 В

(C — это значение количества ампер тока, которое может отдать аккумулятор на 1 Ah своей емкости. Либо же ток разряда, при которой емкость 1000 mAh разряжается за час.)

Это средние значения, которые представлены по рекомендациям разных производителей аккумуляторов. Точные значения, которые могут быть разными, можно узнать у производителя аккумулятора.

Как определить степень заряженности батареи

Существует 2 основных метода для определения степени заряженности АКБ: можно замерить плотность электролита и замерить напряжение в разомкнутой цепи (НРЦ). НРЦ — это напряжение в аккумуляторе при отсутствии какой-либо нагрузки. В герметичных аккумуляторах (которые не обслуживаются) степень зарядки можно определить только при измерении НРЦ. Вымерять НРЦ нужно не раньше, чем спустя 8 часов после окончательной остановки двигателя (отключения от зарядки), с помощью вольтметра, в котором класс точности не ниже чем 1,0. Если температура батареи равна 20-25 °С (рекомендация от фирмы Bosch). Значения НРЦ приведены в таблице ниже. (у некоторых производителей эти значения могут не совпадать).

таблица значений НРЦ

Если заряженность аккумулятора меньше чем 80%, то рекомендуется осуществить зарядку.

Алгоритмы заряда аккумуляторов

Есть несколько самых распространенных алгоритмов для заряда аккумуляторов. На сегодняшний день практически все производители рекомендуют алгоритм заряда CC/CV (Constant Current/Constant Voltage – постоянный ток/постоянное напряжение).

Этот алгоритм позволяет осуществлять довольно скоростную и «бережную» зарядку аккумулятора. Чтобы исключить долговременное пребывание аккумулятора в конце процесса заряда, абсолютное большинство зарядок автоматически переходит в режим поддержки (компенсации тока саморазряда) напряжения на АКБ. Такой алгоритм именуется трехступенчатым. График этого алгоритма заряда представлен на рисунке ниже.

график трехступенчатого алгоритма

Значения напряжения (14,5 В и 13,2 В) являются точными при зарядке аккумуляторных батарей типа SLA/VRLA,AGM. При заряде гелевых аккумуляторов (GEL) эти значения напряжений изменяются соответственно 14,1 В и 13,2 В.

Дополнительные алгоритмы во время зарядки аккумуляторов

Предзаряд. Если аккумулятор сильно разряжен (НРЦ равно меньше 10 В), то внутреннее сопротивление увеличивается, что однозначно приводит к ухудшению способности аккумулятора принимать заряд. Предзаряд придуман для «раскачки» таких аккумуляторов.

Асимметричный заряд. Чтобы уменьшить процесс сульфатации пластин, можно осуществлять заряд асимметричным током. При таком алгоритме заряд меняется с разрядом, что приводит постепенному растворению сульфатов и восстановлению емкости аккумулятора (происходит процесс десульфатации).

Выравнивающий заряд. Во время эксплуатации АКБ внутреннее сопротивление отдельных «банок» меняется. Во время заряда это приводит к неравномерности заряда. Чтобы уменьшить разброс для внутреннего сопротивления, существует рекомендация проводить выравнивающий заряд. Во время него аккумулятор заряжают током от 0,05 до 0.1 C при напряжении от 15,6 до 16,4 В. Аккумулятор при этом заряжается от 2 до 6 часов при постоянном управлении температурой аккумулятора. Запрещается делать выравнивающий заряд в герметичных аккумуляторах, особенно с технологией GEL. Некоторые производители разрешают производить выравнивающий заряд в VRLA/AGM аккумуляторах.

Определение емкости в аккумуляторе

Во время эксплуатации аккумулятора его емкость постепенно уменьшается. Даже когда емкость составляет 80% от номинальной, то этот аккумулятор рекомендуется к замене. Для того, чтобы узнать емкость аккумулятора, его нужно полностью зарядить. Потом нужно, чтобы он отстоялся в период от 1 до 5 часов и потом его разряжают током 1/20 С до напряжения 10,8 В (для аккумулятора 12 В). Количество ампер-часов, которые отдаст аккумулятор это и есть его фактическая емкость. Есть производители, которые используют для определения емкости другие значения тока разряда, и напряжения до которого разряжается батарея.

Контрольно-тренировочный цикл

Для того, чтобы уменьшить сульфатацию пластин аккумулятора, существует методика проведения КТЦ (контрольно тренировочных циклов). КТЦ включают в себя несколько последовательных циклов заряда с последующим разрядом током от 0.01 до 0.05 С. Во время проведения таких циклов, сульфат фактически растворяется и емкость АКБ может быть частично восстановлена.

Зарядка с функцией «Старт-стоп»

В автомобилях, у который присутствует функция «старт-стоп» используется дополнительный аккумулятор, который присоединяется к стартеру. Для того, чтобы его зарядить подойдет любое современное интеллектуальное зарядное устройство, в которых зачастую присутствует функция зарядки «старт-стоп». Обратите внимание, что для таких аккумуляторов нельзя использовать режим быстрой зарядки. Это испортит аккумулятор.

Купить интеллектуальное зарядное устройство можно на 130.ua

Написать комментарий